Многие изучающие английский язык сталкиваются с трудностями в аудировании – понимании английской речи на слух. Даже те, кто свободно читает и пишет, могут испытывать затруднения, слушая носителей языка. Это связано с рядом факторов, которые влияют на обработку аудиоинформации мозгом.
1. Скорость и слитность речи:
Носители английского языка говорят быстро, часто сливая слова и звуки. Для тех, кто привык к более медленной и чёткой речи, это может быть серьёзной проблемой.
Пример 1: "What are you doing?" может звучать как "Whaddaya doin'?"
Пример 2: "Did you see him?" может превратиться в "Didja seeim?"
Пример 3: "I don't know" может звучать как "Idunno"
Пример 4: "Going to the store?" может быть сокращено до "Goin' t th store?"
Пример 5: "How about that?" может звучать как "Howboutet?"
2. Акцент и произношение:
Разнообразие акцентов и индивидуальных особенностей произношения создаёт дополнительную сложность. То, что понятно с одним акцентом, может быть непонятно с другим.
Пример 1: Звук "r" в американском английском (rhotic) противопоставляется его отсутствию в британском (non-rhotic). "Car" и "ca" могут звучать одинаково для непривыкшего уха.
Пример 2: Различное произношение гласных звуков в разных акцентах (например, американский и британский английский). Слово "bath" может звучать по-разному.
Пример 3: Использование глотализации (глотание звуков) в некоторых акцентах.
Пример 4: Различия в интонации и ударении, меняющие смысл фразы.
Пример 5: Использование специфических для региона диалектных особенностей, неизвестных большинству изучающих английский.
3. Идиомы и фразовые глаголы:
Идиоматические выражения и фразовые глаголы часто не соответствуют дословному переводу, что усложняет понимание.
Пример 1: "To beat around the bush" (ходить вокруг да около)
Пример 2: "To get cold feet" (испугаться)
Пример 3: "To let the cat out of the bag" (выдать секрет)
Пример 4: "To break a leg" (удачи!)
Пример 5: "To take a rain check" (отложить на потом)
4. Недостаток словарного запаса и грамматических знаний:
Даже если вы слышите отдельные слова, без достаточного словарного запаса и грамматических знаний вы не сможете понять смысл предложения. Незнание времен глагола, предлогов, словообразования может сильно затруднить понимание.
5. Отсутствие фокуса и концентрации:
Аудирование требует высокой концентрации внимания. Если вы отвлекаетесь, ваше понимание речи ухудшается. Это особенно заметно при прослушивании длинных текстов или аудиозаписей.
6. Нейрофизиологические аспекты:
Обработка звуковой информации в мозгу – сложный процесс. Исследования показывают, что мозг, привыкший к одному языку, должен перестроиться для обработки другого. Необходимо время, чтобы мозг научился эффективно обрабатывать новую звуковую информацию. Если вам интересна научная сторона вопроса, Вы можете самостоятельно найти информацию по ключевым словам: "нейрофизиология аудирования", "языковое обучение и мозг", "processing of speech in the brain".
Практические рекомендации для улучшения аудирования:
Начните с простого: слушайте аудиоматериалы, адаптированные для вашего уровня. Постепенно увеличивайте сложность.
Начните с коротких роликов: Слушайте короткие подкасты или дорожки. Мозг отказывается воспринимать долго на слух. Начните с нескольких секунд. максимальный период активного аудирования ограничьте 10-15 минутами.
Регулярная практика: слушайте английскую речь ежедневно, даже по 15-20 минут. Введите в жизнь пассивное аудирование, включите фоном новости или программу на английском языке. Не расстраивайтесь, что ничего не понимаете, просто делайте дела с английским аудиофоном.
Разнообразие источников: слушайте разные акценты, стили речи и темы.
Разграничьте разные типы аудирования. Аудирование может быть разным, где-то требуется только понять, о чем примерно идет речь, а в других случаях нужно точно запомнить детали, такие , как время или место. Не пытайтесь понять 100% постоянно.
Активное слушание: При активном процессе аудирования, не просто слушайте, а пытайтесь понять смысл сказанного в деталях. Записывайте незнакомые слова и выражения.
Обращайте внимание на интонацию: интонация помогает понять смысл высказывания.
Используйте субтитры: на начальных этапах используйте субтитры, постепенно отключая их.
Работайте с собственным произношение. Да, не удивляйтесь, аудирование включает в себя узнавание звуков, которые вам знакомы.
Работайте с контекстом ДО аудирования. Научитесь предугадывать примерный контекст аудируемого материала. Понимание - это сравнение ожидаемого со сказанным.
Занимайтесь с преподавателем: преподаватель поможет вам скорректировать произношение, объяснит сложные моменты и составит индивидуальный план обучения. С преподавателем вы незаметно для себя научитесь понимать английскую речь на слух, не потратив времени на поиск материалов, составление программы, выстраивание упражнений в нужном порядке и прочие сложности.
Онлайн-школа A-Results предлагает высококачественное обучение английскому языку, в которые обязательно включена работа с аудированием, произношением, отработкой конструкций в речи, включая узнавание данных конструкций. Более того, мы будем работать с ожидаемым контекстом и ситуацией, что постепенно и точно научит вас понимать английскую речь на слух как в общем, так и академическом направлениях. Наши опытные преподаватели помогут вам преодолеть трудности в понимании английской речи на слух, развить необходимые навыки и достичь желаемого уровня владения языком. Мы предлагаем индивидуальный подход к каждому студенту, учитывая его сильные и слабые стороны, чтобы обучение было эффективным и комфортным. Запишитесь на бесплатный пробный урок и убедитесь сами